Подготовка к полету с навигационным. комплексом с аналоговым вычислителем
В зависимости от характера решаемых задач, дальности действия вертолетов и загруженности экипажа в полете в навигационном комплексе может применяться:
— общая ортодромическая система координат (ООСК);
— частно-ортодромическая система координат (ЧОСК);
— общая ортодромическая система координат для полосы или маршрута полета.
Общая ортодромическая система координат строится для района полетов, в котором выполняются полеты по замкнутому маршруту. В этом случае точка начала координат совмещается с аэродромом взлета или любой другой точкой, а главная ортодромия У — с северным направлением истинного или магнитного меридиана. На карте масштаба 1:200 000 она может совмещаться с вертикальной километровой линией координатной сетки.
Ориентирование главной ортодромии в азимуте может осуществляться двумя способами:
— вводом условного магнитного склонения на коррекционном механизме курсовой системы. В этом случае будет изменено начало отсчета курса. Указатель курса будет индицировать условный курс, отличающийся от текущего магнитного курса, что вызывает неудобство в отсчете курса;
— вводом угла карты на индикаторе координат при нулевом значении условного магнитного склонения на КМ. Указатель курса летчика в этом случае будет индицировать текущий условный курс, близкий к магнитному. Этот способ находит более широкое применение на практике.
При совмещении оси У с истинным меридианом на коррекционном механизме курсовой системы устанавливается магнитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат — угол карты, равный обратному значению магнитного склонения: рк == Д’м.
При совмещении оси У с магнитным меридианом на коррекционном механизме устанавливается магнитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат — угол карты, равный нулю.
При совмещении главной ортодромии с линией координатной сетки на коррекционном механизме устанавливается Дм = 0, а на индикаторе координат — угол карты
Рк = у — Дм, * (10.31)
где у — угол сближения меридианов;
Дм—магнитное склонение.
Для построения координатной сетки на карте (рис. 10.22) необходимо:
— выбрать точку начала координат;
— через точку начала координат провести главную ортодромию, направив ее по выбранному направлению;
— перпендикулярно к главной ортодромии провести ось. Х;
— разметить оси X и У через 1 см, начиная от точки начала координат;
— через полученные точки при необходимости провести условные меридианы и параллели;
— оцифровать полученную сетку так, чтобы ею было удобно пользоваться в полете.
Для использования картографического индикатора перед полетом на карте масштаба 1:1000 000 обозначается прямоугольник размером 220X168 мм (по размеру планшета), включающий район предстоящих полетов. Короткая сторона прямоугольника
Рис. 10.22. Счисление пути в общей ортодромической системе координат |
должна быть параллельна главной ортодромии. Прямоугольник карты наклеивается на металлическую планку и устанавливается в картографический индикатор. Вместо карты можно пользоваться схемой маршрута, выполненной в масштабе карты. На такой схеме можно прокладывать маршрут в двух масштабах: до цели — в масштабе 1 : 1 000 000, в районе цели — в масштабе 1 :200 000.
Общая ортодромическая система координат для полосы маршрутов или одного маршрута (рис. 10.23) применяется при их большой протяженности.
В этом случае за начало координат принимается цель. Главная ортодромия может быть совмещена с осью маршрутов (маршрута) или с последним перед целью участком маршрута. Направление оси У от цели в сторону ИПМ считается отрицательным.
В случае совмещения оси У с последним перед целью участком координата у (ПУТЬ) будет характеризовать удаление вертолета от цели по главной ортодромии, а координата х (БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ) —удаление от главной ортодромии. При этом на коррекционном механизме необходимо установить магнитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат — угол карты, равный путевому углу главной ортодромии.
Прямоугольник карты планшета должен готовиться так, чтобы его короткая сторона была параллельна главной ортодромии.
Частно-ортодромическая система координат (рис. 10.24) применяется, как правило, при перелетах или полетах по маршруту с одним-двумя изломами, а также в целях сокращения времени на подготовку к полету. В этом случае ось У совмещается на каждом этапе с линией заданного пути. Начало координат совмещается
с началом или концом каждого этапа. Поэтому координата у будет соответствовать пройденному расстоянию от ППМ или оставшемуся до ППМ, а координата х — боковому уклонению от маршрута. В этом случае на коррекционном механизме КС устанавливается Д*м = 0, а на индикаторе координат в начале каждого этапа — угол карты, равный ЗМПУ.
Для использования картографического индикатора перед полетом необходимо подготовить карту масштаба 1:1 000 000. Для этого на металлическую планку наклеиваются параллельно короткой стороне вырезанные из карты полосы участков маршрута (частные ортодромии). Длина каждого участка должна быть не более 160 км. На одну планку наклеивается 2—4 этапа маршрута. При этом линии пути должны проходить снизу вверх. Вместо карты можно пользоваться схемой маршрута, выполненной в масштабе карты.
Определение ортодромических координат основных точек маршрута и точек коррекции производится на карте графическим методом по нанесенной прямоугольной сетке координат. Если на карте построена только главная ортодромия, для определения координат необходимо опустить перпендикуляр от ориентира на главную ортодромию, а затем измерить длину перпендикуляра (координата х) и расстояние по главной ортодромии от начала координат до основания перпендикуляра (координата у).
Угол карты (рк) измеряется транспортиром и записывается на карте. Допустимая ошибка измерения 0,5° с вероятностью 0,95.
При совмещении главной ортодромии с последним перед целью участком маршрута ЗМПУ этого этапа будет равен величине угла карты, который измеряется со средней квадратической ошибкой 20′. В этом случае угол карты и расстояние последнего этана рекомендуется рассчитывать по прямоугольным координатам, измеренным на карте крупного масштаба.
Значение угла карты (рис. 10.25) находится по формуле
рк= 180° — ПН ± а, (10.32)
где ПН — поправка направления;
а — угол между линией заданного пути и вертикальной линией километровой сетки.
Знак плюс ставится, если цель расположена западнее начала этапа, знак минус, если восточнее.
При определении поправки направления надо учитывать угол сближения меридианов и магнитное склонение с учетом поправок за время, прошедшее после издания карты.
Угол а и расстояние этапа 5 определяются по формулам:
а = arctg —
в
а
sin а ’
где а — восточная составляющая длины этапа; в — северная составляющая длины этапа.
При подготовке к полету экипаж готовит полетную карту, карту района цели, штурманский план полета, бортовой журнал и другие документы.
Подготовка карты для полета с НК вертолета производится в соответствии с общими требованиями и учетом некоторых особенностей. На карту наносится выбранная система координат. Измеренные координаты основных точек маршрута и точек коррекции записываются на карте дробью: в числителе — координата х, в знаменателе у. Азимутальные поправки и условные магнитные склонения наносятся для точек коррекции в шаблоне, причем слева записывается Да» справа Дм. у.
Угол карты записывается в шаблоне под поправками или отдельно в прямоугольнике. Справа от ЛЗП записываются длина этапа маршрута, время его пролета. Справа от этой записи записывается ЗПУ, слева условный путевой угол.
Линия заданного пути может слева размечаться через 1 см и оцифровываться, чтобы было удобно пользоваться в полете при применении частно-ортодромической системы координат.
При прокладке маршрута на схеме для картографического индикатора наносятся вертикальные и горизонтальные штрихи размером 5—6 мм для отсчета моментов прохода контрольных точек и рубежей (рубеж начала снижения, рубеж перехода на рабочий канал и т. п.). В штурманском плане предусматриваются выполнение коррекции счисленных координат, а также способ и порядок выхода вертолета в заданную точку.
В случае применения НК с блоком программы полуавтоматического ввода координат заданных точек в штурманском плане предусматривается наиболее эффективный порядок ее использования.